Системно-семейные расстановки (от немецкого слова constilation – созвездие, группировка, расстановка). Метод групповой психотерапии, созданный (но не придуманный, как часто пишут) Бертом Хелленгером в конце прошлого века, но известен стал после того, как вышла в свет его книга "Два рода счастья". Основывается на понимании того, что клиент/пациент является частью системы его рода и приемником сценариев, правил, историй, передающихся в наследство. Поэтому в этом методе считается, что для того, чтобы у клиента произошли изменения, нужно задействовать всю систему целиком. Иногда хватает работы с родительской системой, иногда в этот круг входит система бабушек и дедушек и, даже, пробабушек и так далее.
На методологию метода и его создание повлияло изучение Бертом Хелленгером таких направлений психотерапии как – системная терапия Сальвадора Минухина, методы семейной скульптуры Вирджинии Сатир, психодраммы ЯкобаМорено, теории "трансгенерационных полей и связей" Анн Анселин-Шутценбергер, телесно-ориентированной терапии, элементов НЛП и эриксоновской гипнотерапии, а также изучение ритуалов исцеления шаманов древних африканских племен - зулусов.
Первое время этот метод не принимали в психотерапевтическом сообщества из-за налета шаманства в ее практике. Специалисты недоумевали – как "заместители" (об этом чуть позже) чувствуют и говорят то, что не могли знать о родственниках клиента. Однако, со временем, с принятием нашей ограниченности понимания внешнего внутреннего мира, где-то, может быть, под влиянием открытий квантовой физики, "теории полей" данный метод занял свое весомое место среди методов краткосрочной психотерапии. К нему стали прибегать в для решения семейных проблем и для решения внутриличностных конфликтов, а также для работы с Организациями в сфере бизнеса.
Сам Берт Хелленгер считал, что его метод - это "дело второй половины жизни", то есть он для тех, кто обрел достаточную личную зрелость и получил жизненный опыт, позволяющий смотреть на ситуации благосклонно и мудро. Тем не менее, одного этого мало и требуется достаточное количество часов на его освоение. Лично я получил и продолжаю получать такой опыт почти ежегодно на различных курсах и мастер-классах известных специалистов, а свой "продвинутый" уровень я получил на курсах «института системных решений», являющегося главным в Германии.
Еще больший опыт дают, конечно, ведения самих групп – ведь, каждый человек и его семейная история уникальны и дают возможность прикоснуться к различному опыту, различным историям, обогощая психотерапевтический потенциал и расширяя границы понимания.
Что же происходит на таких группах?
Чаще всего мои группы состоят из 10-15 человек, объединённых желанием распутать клубок семейных хитросплетений, понять те паттерны и сценарии, которые бессознательно передаются по наследству и найти пути их решений. Первые встречи посвящены знакомству, созданию благоприятной атмосферы и контактов, а также разъяснению основных правил. Далее каждый из участников рассказывает о себе то, что считает нужным. Обычно, на первой встрече я отвечаю на вопросы и даю домашнее задание, которое участники выполняют самостоятельно – это написание семейной генограммы, которая будет служить опорой для дальнейшей работы, а также прошу формулировать конкретный запрос на расстановку.
Далее мы приступаем к самому действу. Тот, кто «делает расстановку» выбирает из участников группы, так называемых, «заместителей» для членов своей семьи и «расставляет их определенным способом – так как он это чувствует – в пространстве группы (участники сидят по кругу). Далее мы даем им время, чтобы они свыклись со своими «ролями» и рассказали нам, как они себя чувствуют, какие появляются эмоции, чувства и мысли в этих позициях, как они относятся в другим участникам расстановки. Затем, я (клиент по правилам метода не может сам задавать вопросы заместителям) могу предложить произнести им фразы, отражающие их состояние или «разрешающие фразы» по отношению друг к другу. Таким образом, расстановка оживает и те, скрытые наследные сценарии становятся видны, а также появляется возможность для их коррекции. Помимо фраз и прояснения чувств мы также используем перемещения – например, я могу сказать участникам – «следуйте за своим движением» и тогда расстановка буквально приходит в движение, становятся более отчеливо видны паттерны взаимодействий. Или я могу сказать, например, сыну своего отца – повернись к нему и скажи: "мне всегда тебя не хватало». Такие разрешающие фразы позволяют высвободить подавленные эмоции и потребности, что приводит к изменению сценариев и, соответственно, разрешает семейные конфликты внутри семейной системы. Причем, несмотря на то, что работа происходит с одним участником, зачастую, влияние семейных расстановок влияет и на всю его систему. О том, за счет чего происходят такие изменения в следующем разделе.
Как и за счет чего работает семейная системная расстановка?
Действительно, происходящее на группе выглядит порою как мистика. Мы становимся свидетелями захватывающих семейных "родовых танцев", оживают связи и становится возможным исправить то, что было когда-то давно, а участнику получить этот опыт в настоящем и разрешить свои проблемы. Но, за счет чего это происходит….
Вот одна из интерпретаций, наиболее, по-моему, психологически обоснованная. Дело в том, что мы носим в себе в бессознательном те образы семейной системы и их сценарии, практически на генетическом уровне, но не всегда их осознаем. Когда мы делаем расстановку мы, как-бы достаем их из своего подсознания и представляем их в виде "расстановки", расставляя членов своей семьи определенным образом в пространстве, здесь важно кто где стоит, на кого смотрит. При этом, когда участник «расставляет» членов своей семьи (технически это делается так – участник подходит в предполагаемому члену группу и просит его "побыть" сейчас его отцом или другим членом семьи, затем, когда и если член группы соглашается, то он встает, а участник молча, кладя руки ему на плечи со спины медленно сопровождает в определенное место в пространстве группы – такой ритуал проделывается с каждым участником текущей расстановки) --- и когда это происходит он «передает» часть внутренней информации этому заместителю. До сих пор неясно полностью за счет каких механизмов это происходит, а возможно они просто еще неизвестны психологии, но один из них - это «зеркальные нейроны». Кроме того, во многом наши семейные сценарии бывают сходны и очень часто на роли заместителей клиент выбирает «того, кого нужно».
Несмотря на то, что работа офицально идет с одним из участников, но, помимо него, пользу получают и заместители, так как имеют возможность примерить на себя другие судьбы, другие взгляды и ценности. Это дает возможность посмотреть на свои проблемы под другим углом и самостоятельно найти решения для них. После того, как участник представил свой бессознательный образ семейной системы и рода и производит в них изменения, он вновь "забирает" его назад в трансформированном виде. В его бессознательном этот образ приводит к глубоким трансформациям, которые начинают проявляться и в поведении и в отношении к другим членам семьи, или другим частям личности, или к структурам организации, что приводит к изменениям и в них самих.
Постскриптум: - обычно, после группы я прошу ее участников прийти на консультативную встречу для контроля либо на продолжение курса психотерапии.