Посох Басё.
Басё сказал ученику:
"Если у тебя есть посох - я тебе его дам. Если у тебя нет посоха - я его у тебя заберу".
Об этой притче я думал несколько лет, возможно вам понадобится меньше времени, чтобы решить этот дзенский коан (задачу).
На первый взгляд кажется, что автор ошибся, но, если исправить «ошибку» выходит совсем уж глупо. А если вчитаться, то возникает недоумение - Почему он дает посох, когда он уже есть и отнимает то, чего нет….
Если вы хотите дойти до ответа сами, то не читайте дальше….
Итак, надо понимать, что речь идет конечно не о посохе, а о мнении ученика, что у него есть посох, его убежденности в этом и, наоборот, его убежденности, что у него нет посоха. Суть в том, что всякий раз, когда мы цепляемся за какую-то одну крайность, то игнорируем другую, хотя обе стороны присутствуют одновременно в нашей жизни. Например, люди стремящиеся к «позитивному мышлению» перестают замечать страдание, даже свое собственное и могут игнорировать довольно большие проблемы в своей жизни, а люди, находящиеся в депрессии, перестают замечать радостные минуты. Известно, что люди с психотравмой действуют более еще более изыскано - они довольно реактивны на все, что напоминает им травму, но в других областях могут быть совершенно беспечны. Одна из моих клиенток рассказывала, что при всех своих страхах она может спокойно перейти улицу на красный свет, невзирая на транспорт.
Этот принцип также важен в психотерапии при работе с негативно оцениваемым клиентом поведением. Зачастую они хотят избавиться от него, просто, чтобы его не было. Например, не хотят больше видеть во всем несправедливость, так как это приводит к конфликтам и излишней эмоциональности. Но штука в том, что - МЫ МОЖЕМ ИЗМЕНИТЬ ТОЛЬКО ТО, ЧТО ДЕЛАЕМ – это принцип одного из подходов психотерапии, которым я активно пользуюсь (ГОКТ – глубинно ориентированная краткосрочная терапия). Он гласит, что, прежде чем изменить симптом, важно понять в чем его позитивный смысл и привязать к контексту, в котором он адекватен. То есть, не отрицать ту часть личности, которая продуцирует симптом, а понять психоэмоциональные схемы его образующие.
Обычно симптоматическое поведение связано с психотравмами прошлого либо стрессами, либо привычными паттернами, усвоенными из детства. Самый яркий пример этого флешбэки военного времени, когда в сознание пациента внезапно по малейшему триггеру врываются негативные воспоминания травмы и он действует в соответствии с ними, а не с окружающей его реальностью.
В контексте же этого коана, опыт, который он дает является гипнотическим, лишающим привычного мышления – либо/либо и переводящий сознание в опыт транса – и то и другое, что позволяет соединять противоположности без ощущения нестыковок. В психотерапевтической работе, именно тогда, когда гипнотический опыт позволяет получить доступ к травме и ресурсам одновременно происходит чудо и случаются внутренние трансформации.
Этот опыт может быть любым – это и творчество, и терапевтический диалог и, собственно, «формальный транс», где он используется как метод терапии.
p.s. Басё - мастер хайку, особых стихов Дзен, призванных служить опорой для изучающих Буддизм для выхода из двойственного мышления обыденного разума.