Для начала одна метафора о силе механизма вытеснения:
«Однажды Митя отчаянно исследовал свои карманы, а Таня наблюдала это с удивлением, снова и снова как он это делает…и спросила, зачем ты это делаешь? - Я потерял свой бумажник, я перерыл все свои карманы, за исключением одного. И не смог найти. И Таня его спрашивает: - Так почему ты не заглянешь в тот карман? А Митя отвечает: - потому что если его там не окажется, то я упаду замертво».
Один из частых случаев в психотерапии, когда мой клиент говорит о том, что хочет избавиться от некоего неприятного ему самому поведения, но не может. Обычно оно связано с чувством гнева или тревоги. Я хотел бы помочь вам разобрать, почему такие запросы часто не могут разрешиться прямым путем или с помощью техник КПТ (когнитивно-поведенческой терапии). Дело тут в следующем, как вы можете слышать из этого запроса «негативное поведение», то есть тот симптом, на который жалуется человек будто бы не находится под его контролем, то есть в ситуациях гнева или тревоги он действует почти автоматически и бессознательно. Это означает, что та часть его личности, которая продуцирует симптом также находится в «теневой области» для целого Я и неподвластна «хозяину». Но, загвоздка в том, что мы не можем менять то, что не делаем. Вот вам пример, кто-то говорит: - «я знаю, что не хорошо постоянно лезть в чужие дела», но все равно почему-то делаю это раз за разом». Любые попытки тормозить себя, переключаться, запрещать себе обычно не работают. А для того, чтобы изменить это поведение нужно найти «позитивное намерение» той части себя, которая ответственна за симптом, и не просто найти, а эмоционально присоединится к нему, понять его необходимость, ценность и убеждения, стоящие за ним, а также ожидаемый результат – так сказать, заглянуть в «тот карман». Позитивным намерением в приведенном примере может являться желание ощутить себя экспертной, что может давать чувство собственной ценности, значимости и так далее. Затем мы исследуем историю этого «негативного поведения» уже теперь связанного для нас с позитивным намерением. Когда оно впервые появилось, какие цели преследовало. (В когерентной терапии или глубинно-ориентированной терапии это называется поиском "просимптомной эмоциональной схемы"). Таким образом мы привязываем поведение к адекватному для него контексту в прошлом и соприкасаемся с тем психотравмирующем событием, стрессовым опытом или просто импринтом (импринтинг – бессознательное усвоение, запечатлевание, впечатывание, определенных механизмов поведения, обычном происходящее в детском возрасте), который запустил это поведение. Далее следует «переработка» различными методиками травмирующего переживания и симптом становится не нужен или приобретает другие формы, переставая, по сути, быть симптомом, от которого хочется избавиться. В приведенном примере он может приобрести форму осознанного желания принести пользу советом или участием в чьей-либо проблеме, но без нарочитости и с учетом пожеланий оппонента.
Одна из техник работы в таких случаях, которую можно выполнить самому в нейро-лингвистической терапии называется «шестишаговый рефрейминг». Как следует из названия она состоит из шести шагов. Все шаги стоит выполнять в некоторой степени в игровом варианте в рамке «как будто», но искренне.
Это упражнение можно использовать не один раз. Однако, если вы испытываете значительные сложности с ним или чувствуете внутреннее несогласие или сопротивление по различным пунктам, то обратитесь к психотерапевту.