Добрый день, уважемые читатели. Те, кто знаком с НЛП знают, что в этом подходе есть множество техник для решения различных задач. Но сейчас не о техниках, а скорее о философии. Да, да, о философии. Нейролингвистическое программирование - это особый образ мышления и взгляд на жизнь, отличающийся любопытством, желанием искать и и видеть взаимосвязи в поведении и мышлении, убеждениях и эмоциях, а также в системных процессах.
Обучение на тренингах часто начинается с, так называемых, пресуппозиций. И одна из них звучит так - "карта не территория". Это означает, что наше мировозрение и восприяте действительности не является самой действительностью, но некоей ее картой. И от того какова она и будет зависеть наше восприятие того, что происходит в нашей жизни, ведь мы реагируем и действуем в соответствии с ней, а не самой реальностью. Представьте, что вы геолог и вам нужна карта местности и у вас есть ожидания отностельно того, что на ней должно быть изображено. И вот вам дают карту, но оказывается, что это карта дорожных развязок. Поможет ли она вам в поисках? Вряд ли. Это очень общий пример того, как различия в особенностях картах помогают или мешают найти желаемое и согласовывать свои ценности с реальностью, а в конце статьи вы найдете небольшое упражнение как работать с "внутренними картами".
Как формируется карта? Этот процесс начинается, пожалуй, еще утробе матери и зависит от ее здоровья, желания иметь детей и многих других факторов. Ребенок начинает строить свои представления, пусть еще очень общие и бессознательные о том, что такое мир. Далее рождение и этап развития. В этом периоде сознание ребенка открыто и все, что делают и говорят родители напрямую укладывается в его бессознательное в виде критериев, убеждений, ценностей. Конечно, не сразу в виде конкретных словесных формул, но в виде определенного понимания того, кто Я, каков мир и т.д. Встреча с социумом накладывает свои отпечатки /импринты. Очень часто это происходит без какого либо критического осмысления, ведь взрослый всегда прав, это малыш выучил еще в раннем детстве. С этим убеждением, открытым умом и сердцем он идет в детский сад , а затем школу и там, вместе с знаниями воспринимает все те убеждения и смыслы, которые транслируют учителя и его одноклассники. Конечно, он думает, сравнивает, примеряет. И вот карта готова. Он почти взрослый, перед ним весь мир, полный надежд, возможностей или страхов и ограничений, или того и другого вместе.
Теперь немного о кризисах. Их можно разделить на две категории: нормативные и ненормативные. Первые - это те, с которыми сталкивается каждый из нас и они связаны с определенными периодами в жизни, изменениями биологического либо социального статуса. Например, поход в школу, подростковый возраст или женитьба. Вторые - это те, которые случаются внезапно и находятся вне наших ожиданий. Например, новая работа или ее лишение, болезнь, утрата близких, развод и т.д. И если к первым можно подготовиться, то ко вторым нет.
Интересно, что способность преодолеть как первые, так и вторые будет связана с тем, насколько успешно мы можем скорректировать наши внутренние карты реальности. Из чего же они состоят и как сделать так, чтобы эти коррекции прошли полезным и образом.
Описание своей карты полезно начать с ряда вопросов к себе. Спросите себя, кто Я? Какой Я? Какие роли или какие идентичности у меня есть в этой жизни? Выпишите их на лист бумаги и пофантазируейте, помедитируйте на эти темы. Вспомните, где в каких сиуациях они проявляются? Что доказывает, что эти качества у вас есть? Собираетесь ли вы иметь их и быть таким же и дальше? Помогают ли они разрешить кризис или мешают? Отметье те, которые хотите оставить в прошлом. Теперь задайте себе вопрос, что мене важно, какие ценности и убеждения у меня есть о себе и жизни на данном этапе? Можете расположить их иерархическом порядке, так будет легче понять, какие из них наиболее важны, а какие менее. Спросите себя, все ли они полезны для преодоления кризиса? С какими внутренними трудностями вы сталкиваетесь в попытке пережить кризис, какие внутренние убеждения требуют пересмотра?
Сделайте следующее упражнение. Запишите свои наиболее важных пять или семь качеств на листок бумаги, на каждом по одному. Сядьте удобно и расслабьтесь. Возьмите эти листки в руки. Представьте, что вы на необитаемом острове и аборигены сказали, что отпустят вас, если вы откажитесь от одного из своих качеств. Посмотрите и подумайте, чем бы вы могли пожертвовать. Сомните это листок и отложите в сторону. Теперь этого качества у вас нет. Вновь посмотрите на оставшиеся и подумается как изменится ваша жизнь. Далее все тоже проделайте с остальными качествами, пока не останестся ни одного. Побудьте в тишине и покое. ....Вновь возьмите свои записи и решите, какое вам хочется вернуть в первую очередь, какое потом, может есть какие-то другие качества, которые вы не написали и, которые важнее. Тоже проделайте с ценностями и убеждениями. Соотнесите полученные результаты с тему трудностями, с которыми пришлось столкнуться. Может оказаться так, что некоторые качества или убеждения остались на своих местах и вы не готовы их менять, но в тоже время они могут мешать преодолеть кризис. Например, вы говорите: " я знаю, что я очень добрый и люблю это в себе, но это мешает мне быть настойчивым". Если вы находите такие точки, то это повод к внутренней трансформации и консультации психотерапевта.