Как известно паническая атака одно из самых неприятных проявлений тревоги и существует множество методов для ее коррекции. Однако, я хочу предложить методику, родившуюся прямо на прием с пациентом. Во время разбора "стратегии" панической атаки я вспомнил мнение о том, что порой не сама проблема является проблемой, а методы ее решения и тут же услышал это в словах пациентки. Я стал рассматривать ее рассказ с позиции решений.
П: - ...и тут я почувствовала покалывание между ребрами
Т: - так...и что было дальше?...просто опишите свой внутренний опыт и поведение, чтобы мы могли понять как это у вас работает.
П: - да, хорошо... дальше появилась мысль...что бы это могло быть.
Т: - ...только мысль?...может вы что-то представляли?...
П: - да, я представила как мучаюсь от боли, как меня везут на каталке в операционную ..буквально увидела это.
Т: - так ...и что дальше, что вы почувствовали?
П: - я почувствовала тревогу
Т: - а после этого?
П: - после? ...после я стала ходить по квартире и фантазировать что еще это могло быть?
Т: - а зачем вы ходили по квартире, в чем была цель.
П: - нуууу...я хотела успокоиться, потому что поняла, что началась паническая атака
Т: - а еще что вы делали, чтобы успокоиться?
П: - я старалась убедить себя, что паническая атака - это не страшно, от этого не умирают.
Т: - и что было дальше?
П: - я стала прислушиваться к себе, чтобы убедить себя, что с сердцем и дыханием все хорошо.
Т: - это получилось?
П: - нет. я поняла, что сердце стучит и почти задыхаюсь.
Т: - и что вы сделали дальше?
П: - я еще больше стала задумываться о причинах, искать их в болезнях тела.
Т: - это помогло?
П: - нет, я стала волноваться еще сильнее.
ит.д.
если вы внимательно прочтете этот диалог, то увидите, что каждое новое решение избавиться от проблемы создает новую проблему. Тогда я решил поделиться этим с клиенткой. Я сказал, что она старается выработать решение для каждой из проблем, но сами решения их же и создают. Сначала это попытка понять что же болит, в чем причина и, решение, которое она приняла - размышлять и фантазировать, что бы это могло быть, создало новую проблему - тревогу, которую она квалифицировала как паническую атаку, забыв, что сама же ее и создала. И дальше новые дисфункциональные методы решить проблему панической атаки, приводящие к новым проблемам. Тогда я сказал, что прежде, чем решить что делать, подумай, а что должно быть целью решения? Чего ты хочешь? И приведут ли те решения, которые ты хочешь принять к цели. Например, ты сказала, что почувствовала покалывание между ребрами и стал мысленно искать причины в теле. Но насколько такие размышления могут действительно дать информацию? И тогда я предложил ей каждый раз, когда такое будет случаться задавать себе вопрос: - в чем цель данного решения, в чем цель? И на удивление это сработало. Она смогла каждый раз задавать себе этот вопрос: - в чем цель моего поведения и моих размышлений? в чем их позитивное намерение? в чем цель? И каждый раз, отвевргая неподходящие решения, она смогла выработать новые навыки. Это существенно сдвинуло ее в понимания механизмов панической атаки и позволило значительно их ослабить, а после и полностью исключить.